Подготовка иностранных граждан

Подготовка иностранных граждан

В Мордовском государственном университете обучаются не только российские, но и иностранные граждане. Наивно думать, что студенты — иностранцы, приехав в Мордовию, сразу поступают на популярный ныне медфак. У них впереди год интенсивного изучения русского языка на подготовительном отделении факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, после чего они могут слушать лекции на русском языке по своей специальности. Сирийцы, пакистанцы, нигерийцы, суданцы, йеменцы, замбийцы — очень старательные слушатели, уважают преподавателей и даже кланяются им при встрече, почитая словно богов. Приложив все усилия, они уезжают от сюда учеными. В области интересов таких студентов обычно медицина, косметология, пластика лица — работа в будущем обещает быть высокооплачиваемой. Что же привлекает в нашу республику иностранцев с Ближнего Востока? Секрет прост: спокойная обстановка, Москва и Петербург почти рядом и, конечно, качественное образование прилагается.

На международном рынке образовательных услуг Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева работает более 20 лет. На волне перестройки в 1987 году, когда г. Саранск был открыт для вьезда иностранных граждан, в Мордовском государственном университете начало активно развиваться международное сотрудничество. Первый иностранец, который был принят Мордовским университетом, был гражданин Кореи Ким Чжу Ен, он прошел краткосрочную стажировку на светотехническом факультете.

В 1989 году университет по линии Министерства высшего и среднего профессионального образования принял группу иностранных студентов из Афганистана в количестве 13 человек. Это были студенты филологического факультета Кабульского университета, изучающие русский язык. Впоследствии были приняты еще 2 группы кабульских студентов.  Последняя группа закончила обучение в 1992 году. Студенты обучались русскому языку, истории и литературе на филологическом факультете. В 1990 — 1991 годы университет также по линии Минвуза стал принимать граждан Вьетнама, учителей русского языка школ и других средних учебных заведений, на стажировку по русскому языку. Прием осуществлялся в два потока. Всего в университете прошли стажировку 72 гражданина Вьетнама. Нужно отметить, что государство и руководство университета всячески опекало этих стажёров и студентов, для которых также было престижно пройти стажировку в Советском Союзе. Для них организовывались бесплатные экскурсии в Москву, Ленинград, Ульяновск и даже в Прибалтику. Но уже с 1991 года международным отделом был заключен контракт на обучение в университете 25 граждан Индии на условиях полного возмещения затрат. В начале они должны были пройти довузовскую подготовку, но поскольку подготовительного отделения в университете уже тогда не было, то курсы по подготовке к поступлению в вуз были организованы при отделе международных связей. К преподаванию привлекались преподаватели филологического, физического, химического, математического и биологического факультетов. Студенты были впоследствии зачислены на факультет электронной техники и медицинский. С 1999 года иностранные граждане, впервые поступающие на обучение в университет, сначала стали обучаться на факультете довузовской подготовки и среднего профессионального образования. После успешного окончания подготовительных курсов, они продолжали обучение на факультетах и институтах университета. В настоящее время иностранные студенты обучаются в медицинском институте, институте национальной культуры, институте физики и химии, институте механики и энергетики, историко-социологическом, в Рузаевском институте машиностроения и на факультетах: юридическом, экономическом, иностранных языков, архитектурно-строительном, географическом.

Спектр стран, граждане которых получают образование в Мордовском госуниверситете, также значительно расширился. Сегодня в университете обучаются граждане из 37 стан Дальнего и Ближнего Зарубежья: Бангладеш, Венгрии, Германии, Египта, Замбии, Индии, Йемено, Нигерии, Пакистана, Сирии, Судана, США, Танзании, Финляндии, Шри-Ланки, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Киргызстана, Молдавии, Туркменистана, Узбекистана, Украины.

Ежегодно на нашем факультете проходят подготовку по русскому языку 20-25 человек. Коллективом преподавателей и сотрудников факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования совместно с управлением по международным связям университета проделана большая работа по эффективной организации обучения иностранных граждан в университете па основе «Требований к освоению дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке», утвержденных Приказом Министерства и образования науки Российской Федерации от 3 октября 2014 года № 1304. Приём граждан зарубежных стран на подготовительное отделение осуществляется по государственному закону с компенсацией затрат на обучение за счет средств государственного бюджета Российской Федерации по межправительственным соглашениям и на основании контрактов и соглашений с компенсацией затрат на обучение за счет средств слушателя, фирм, предприятий, организаций и т.д. Прием по государственному закону производится на основании направлений Министерства образования и науки Российской Федерации. На подготовительном отделении факультета реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы:  дополнительная общеобразовательная программа (ДОП) естественнонаучной направленности(русский язык, математика, физика и химия); дополнительная общеобразовательная программа (ДОП)инженерно-технической и технологической направленности (русский язык, математика, физика и информатика); дополнительная общеобразовательная программа (ДОП) гуманитарной направленности(русский язык, обществознание, история и литература); дополнительная общеобразовательная программа (ДОП) экономической направленности (русский язык, обществознание, история и математика); дополнительная общеобразовательная программа (ДОП) медико-биологической направленности (русский язык, химии, биология и физика). Слушатели подготовительного отделения изучают русский язык, а также общеобразовательные предметы для продолжения обучения. Большую часть подготовительной программы составляет курс русского языка. Особое внимание уделяется изучению грамматики и культуры устного и письменного общения на профессиональном языке. При подготовке к освоению общеобразовательной программы слушатель должен освоить дополнительные общеобразовательные программы в общем объеме2376 академических часов, в том числе не менее 612 академических часов, касающихся изучения русского языка. Объем учебной нагрузки слушателя измеряется в академических часах: 1 академический час – 45минут. Максимальный объем учебной нагрузки слушателя составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий составляет 36 (при сокращенных сроках обучения – 40) академических часов в неделю в период теоретического обучения. Нормативный срок реализации дополнительной общеобразовательной программы составляет – 52 недели, из которых 38 недель теоретического обучения, 4 недели – аттестация (1 неделя промежуточная, 3 неделя итоговая), 10 недель каникул (из них 2 – в зимний период). Занятия на подготовительном отделении дают уникальную возможность иностранным слушателям заложить твердую основу знаний грамматики русского языка и приобрести навыки устной и письменной речи, а также привести в систему знания по общеобразовательным дисциплинам по профилю дополнительной общеобразовательной программы. Учебная программа начинается с письменного и устного тестирования для определения уровня владения русским языком и подбора соответствующей группы по пятиуровневой системы обучения – от начального до продвинутого – (элементарный, базовый, подготовительный, коррекционный и профессиональный). Все программы по русскому языку на подготовительном отделении построены поинтенсивной системе обучения. После окончания обучения и успешной сдачи экзаменов на подготовительном отделении иностранные граждане получают сертификат (свидетельство) о прохождении курса обучения по программе, с указанием ее названия, количества часов и результатов освоения (оценок). На подготовительном отделении с иностранными слушателями работают сертифицированные специалисты в области преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Преподаватели имеют многолетний опыт работы с иностранными слушателями и студентами как в МГУ им. Н.П. Огарёва, так и в других образовательных организациях. Все они прошли обучение по программе повышения квалификации русский язык как иностранный в Российском университете дружбы народов и в Институте русского языка им. А.С. Пушкина. Факультетом поддерживаются тесные связи с ведущими вузами страны, занимающимися подготовкой иностранных граждан (РУДН, Институт русского языка им. А. С. Пушкина, Тверская медицинская академия). Приобретено достаточное количество современных учебно-методических комплексов, организованы повышение и переподготовка педагогических кадров в ведущих вузах России, получена лицензия на право тестирования иностранных граждан по определению уровня владения ими русским языком. Все это способствует увеличению числа иностранных граждан, изъявляющих желание обучаться на довузовском этапе в университете. Если в 1999 — 2000 учебном году на факультете обучалось всего 2 иностранных слушателя, то в прошлом году – 173 человека. В настоящее время коллективом преподавателей и сотрудников факультета совместно с управлением по международным связям университета разрабатываются мероприятия по более широкому вовлечению иностранных граждан для участия в культурно-массовой жизни университета; совершенствуется система программно-методического сопровождения учебного процесса; разработаны авторские учебные программы, пособия и учебно-методические комплексы по основным образовательным предметам и факультативным дисциплинам; повышается уровень технического и программного обеспечения учебного процесса.

Прием на обучение иностранных граждан

Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ

Администрация факультета