Актуальные вопросы тестирования

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важным элементом государственной миграционной политики России выступает создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. В частности, основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации включают обучение мигрантов русскому языку, их правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения. Одной из важных задач является создание стимулов для изучения иностранными гражданами русского языка, объединяющего людей разных национальностей и вероисповеданий. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «именно он, русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур». Свободное и грамотное владение государственным языком Российской Федерации открывает перед мигрантами больше возможностей для самореализации, достижения профессионального успеха. В условиях активных миграционных процессов, обусловленных объективной потребностью нашей страны в привлечении трудовых ресурсов, привитие уважения к России, ее многовековыми традициям самобытной культуре – залог социальной стабильности и гармонизации межнациональных отношений.

1. Нормативно-правовое регулирование проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» Правительству Российской Федерации было дано поручение ввести обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательствам Российской Федерации для всех трудящихся мигрантов за исключением высококвалифицированных специалистов. С 1 января 2015 года в Российской Федерации введен комплексный экзамен для иностранных граждан, желающих оформить на территории нашей страны разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Помимо создания условия для лучшей адаптации мигрантов в новой социокультурной обстановке и последующей интеграции их в российское общество данная мера способствует укреплению позиций русского языка, в том числе на международной арене. По данным Правительства Российской Федерации, по состоянию в 2015-2016 г. в комплексном экзамене приняли участие более 2174 млн. иностранных граждан, из них успешно сдали 2058 млн человек. Создается система организаций, оказывающих адаптационные и интеграционные услуги иностранцам, включая обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории. К их функциям, в том числе, относится информирование приезжих о культурных традициях народов России и правилах поведения, принятых в российском обществе. В эту систему входят центры информационной и правовой поддержки социальной адаптации и интеграции, профессиональной подготовки и переподготовки, создаваемые с учетом специфики и условий субъектов Федерации. К настоящему времени открыто 817 локальных центров проведения комплексного экзамена в стране и за рубежом. С сентября 2014 года работает проект Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина – интернет- портал «Образование на русском» Он объединяет платформу дистанционного обучения русскому языку, систему дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка, систему массовых онлайн-курсов на русском языке для людей разного возраста, изучающих русский язык, и социальной сети для тематического общения пользователей портала. За два года его аудитория увеличилась с 78 тысяч человек до 441 тысячи. Материалы портала доступны на 8 иностранных языках.  Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что на сегодняшний день на федеральном уровне сформирована нормативно- правовая база проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Федеральным законом от 20 апреля 2014 года №74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были введены нормы, устанавливающие обязанность подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации. Выпущены приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждающие правила проведения данного экзамена, требования к минимальному уровню знаний необходимых для успешной его сдачи; форму и порядок выдачи соответствующего сертификата и его дубликата гражданам иностранных государств и лицам без гражданства; перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен по русскому языку как иностранному истории России и основам законодательства Российской Федерации. Несколько иная ситуация складывается с нормативно- правовой базой проведения комплексного экзамене на региональном уровне. Федеральный закон №357–ФЗ не предусматривает единой формы и единого порядка проведения комплексного экзамена на территории страны. Это влечет за собой определенные региональные диспропорции в результатах комплексного экзамена, а также несоответствие содержания и уровня знаний, применяемых в некоторых субъектах Федерации, требования Министерства образования и науки России.

2. Проблемы совершенствования нормативно-правового регулирования проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

Необходимы меры по совершенствованию преподавания русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации для мигрантов, намеренных успешно сдать комплексный экзамен. Так, по итогам заседания Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, состоявшегося 27 июня 2016 года, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец дала поручение подготовить предложения по созданию эффективной системы преподавания русского языка для мигрантов. К основным проблемам в области проведения комплексного экзамена, от решения которых зависит эффективность дальнейшего совершенствования нормативно- правового регулирования в данной сфере, экспертное сообщество относит:

  1. необходимость разработки единого порядка проведения экзамена на территории всей страны, единых критериев отбора организаций, осуществляющих его проведение, а также единых требований к выдаваемому документу о прохождении экзамена;
  2. формирование комплексной системы учета результатов проведения комплексного экзамена;
  3. усиление контроля за процедурой проведения комплексного экзамена;
  4. совершенствование содержательного компонента экзаменационных заданий;
  5. создание системы домиграционной подготовки в тех странах, из которых мигранты приезжают в Российскую Федерацию, что актуально для повышения уровня владения русским языком, особенно среди молодых мигрантов.

В целях устранения ряда проблем, выявленных в течение первого года проведения комплексного экзамена, Минобрнауки России ведется работа по подготовке законопроекта, упорядочивающего систему экзаменов для мигрантов. В частности, предлагается утверждение единой процедуры проведения текстов, закрепление института общественных наблюдателей. Законопроект предусматривает также создание единой информационной системы учета данных комплексного экзамена, доступ к которой будут иметь Минобрнауки, Рособрнадзор, МВД и Минтруд.

3. Роль Совета Федерации в совершенствовании нормативно- правового регулирования проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

Совет Федерации уделяет значительное внимание совершенствованию законодательного регулирования государственной миграционной политики, в частности, проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко выступает за формирование цивилизационной системы миграции. Одной из важных задач в области миграционной политики России В. И. Матвиенко считает систематизацию действующей нормативно- правовой базы в данной сфере, заполнение имеющихся законодательных пробелов. По ее мнению, созданию цивилизованного рынка труда для мигрантов, пресечению попыток регулирования этой сферы локальными нормативно-правовыми актами, может способствовать принятие Миграционного кодекса. В отношении проведения комплексного экзамена для иностранных граждан Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко отмечала целесообразность законодательного упрощения требований к знанию русского языка, истории России для трудовых мигрантов, приезжающих на сезонные работы, а также отмены повторного тестирования по истечении пятилетнего периода с момента успешной сдачи комплексного экзамена для тех мигрантов, кто остался жить и работать в России. Вопросы совершенствования миграционного законодательства находятся на постоянном контроле Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Предложения, сформулированные по итогам семинара-совещания Комитета, посвященного первым результатам реализации положений Федерального закона от 20 апреля 2014 года №74- ФЗ касаются, в том числе, необходимости устранения пробелов в правовом регулировании сдачи комплексного экзамена, а также создания центров домиграционной подготовки в странах выезда.

4. Создание условий для социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов

Создание условий для социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов является важным элементом государственной миграционной политики Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации, регулирующее миграционные вопросы и миграционную политику, основывается на Конституцию Российской Федерации, установившей, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации (часть 3, статья 62). Особенности правового статуса иностранных граждан устанавливаются федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации могут быть предусмотрены международным договором Российской Федерации. Так статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного трудящимися государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, или члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства- члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства –члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации сформулированы в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция, утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года). В соответствии с Концепцией (пункт 17) важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются: создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Ранее Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечение межнационального согласия» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов за исключением высококвалифицированных специалистов.

На реализацию указанной цели были направлены изменения, внесенные в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). В частности, Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон был дополнен статьей 15, устанавливающей порядок подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, обращающимися за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, и статьей 37, устанавливающей особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации, иностранными гражданами, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 1 января 2015 года. Так, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу, либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

  • недееспособные иностранные граждане или иностранные граждане, ограниченные в дееспособности;
  • иностранные граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
  • иностранные граждане- мужчины, достигшие возраста шестидесяти пяти лет;
  • иностранные граждане- женщины, достигшие возраста шестидесяти лет;
  • иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  • иностранные граждане- высококвалифицированные специалисты члены их семей, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство, указанного в пункте 27 статьи 13 Федерального закона;
  • иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в связи с признанием носителями русского языка в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • иностранные граждане, являющиеся гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона установлено, что от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на работу освобождаются иностранные граждане- высококвалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона, иностранные граждане- журналисты, осуществляющие трудовую деятельность в организациях, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках, а также иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

Помимо документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 15 Федерального закона, иностранный гражданин при обращении за получением патента может подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации документов о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации. Требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, и форма указанного документа утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, а также порядок и форму проведения указанного экзамена.

В целях реализации указанных норм Федерального закона Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее- Минобрнауки России) от 2 декабря 2014 года №1533 утвержден перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Согласно названному приказу образовательными организациями, проводящими экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации являются:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»;
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский государственный университет»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»;
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет»;
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»;
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет»;
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет».

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 года № 1153 «Об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» установлено, что критериями включения образовательных организаций в перечень организаций, проводящих комплексный экзамен, являются:

  • реализация имеющих государственную аккредитацию образовательных программ по направлению подготовки «Филология» и реализация дополнительных профессиональных программ в области лингвистики и (или) истории, и (или) юриспруденции;
  • реализация дополнительных профессиональных программ в области обучения русскому языку как иностранному, тестологии;
  • наличие в штате образовательной организации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика», «История», «Юриспруденция»;
  • наличие в штате образовательной организации квалифицированных специалистов в области тестологии и тестирования, имеющих соответствующие научные публикации и опыт создания тестовых материалов, в том числе тестовых практикумов и лингвометодических описаний;
  •  наличие в структуре образовательной организации постоянно функционирующего специализированного подразделения по вопросам организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному в России и за рубежом с опытом не менее трех лет в области разработки тестовых материалов и наличие постоянных работников в штате образовательной организации данного подразделения – не менее пяти человек;
  • наличие учебно-методических материалов для проведения тестирования в библиотечном фонде образовательной организации или на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;
  • наличие материально-технической базы для подготовки и проведения комплексного экзамена, позволяющей использовать современные аудиовизуальные средства, оргтехнику, доступ к сети «Интернет».

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 года №1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена» определен минимальный набор знаний иностранных граждан и лиц без гражданства (далее иностранные граждане) по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

По русскому языку иностранный гражданин должен:

  • уметь читать небольшие по объему тексты рекламного и информационного характера (например, объявления, вывески, надписи, указатели, фрагменты интервью, короткие тексты страноведческого характера), определять тему текста, понимать содержащуюся в нем основную и дополнительную информацию для социально- бытовой, социально- культурной и официально- деловой сфер общения;
  • уметь заполнять анкеты, бланки, извещения (на получение посылки, почтового перевода), написать заявление (например, о приеме на работу, о приеме ребенка в школу), владеть тематикой и жанрами текстов для официально- деловой, профессиональной и социально- бытовой сфер общения;
  • понимать на слух основное содержание монолога и диалога в речевых ситуациях, характерных для социально- бытовой, официально- деловой профессиональной и социально- культурной сфер общения;
  • уметь создавать в соответствии с коммуникативной установкой связные, логичные устные монологические сообщения на предложенную тему, а также участвовать в диалогическом общении в ограниченном наборе ситуаций официально- деловой, профессиональной и социально- бытовой сфер общения.

По истории России иностранный гражданин должен:

  • знать основные факты и события российской истории в соответствии с исторической хронологией и связанные с ними основные памятники истории и культуры;
  • знать национально- культурные и религиозные традиции российского общества;
  • знать имена известных политических и государственных деятеле, выдающихся деятелей науки и культуры России, их вклад в историю развития российского общества и мировой культуры.

По основам законодательства Российской Федерации иностранный гражданин должен знать:

  • основы конституционного строя Российской Федерации;
  • основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации;
  • правила въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, пребывания и проживания на территории Российской Федерации, выезда из Российской Федерации;
  • основы гражданского, семейного и трудового права Российской Федерации;
  • порядок взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации;
  • основания юридической ответственности иностранных граждан в Российской Федерации;
  • основы взаимодействия иностранных граждан с дипломатическими представительствами и (или) консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации.

Также Минобрнауки России утверждены форма документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, форма, порядок выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технические требования к нему (приказы от 26 января 2015 года №21 и от 29 августа 2014 года №1154).

Во исполнение Федерального закона от 24 ноября 2014 года №357- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минобрнауки России были подготовлены для использования в работе организационно- методические рекомендации по проведению экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, а также перечень требований к разработке контрольно-измерительных материалов для проведения указанного экзамена (письмо от 6 апреля 2016 года №ВК- 781/09). Данные рекомендации направлены на унификацию организационных и методических принципов проведения экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (региональный комплексный экзамен), и применение единых научно- методических подходов и сопоставимых контрольных измерительных материалов при проведении комплексного экзамена.

Следует отметить, что внесению изменений в Федеральный закон в части установления требования подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации предшествовало обсуждение данного вопроса в научном сообществе. Так, например, А. Н. Старостин в своей статье «О необходимости подготовительных курсов для мигрантов при сдаче экзаменов по истории и праву» отмечает: «В России накоплен богатый опыт обучения иностранных граждан русскому языку, существует значительное количество эффективных методик, много лет работает Государственная система тестирования по русскому языку как иностранному, но вопрос о том, что именно из непростой российской истории должен знать иностранец, какие отрасли законодательства ему необходимо будет изучать, а главное, в какой форме преподносить мигрантам эту сложную информацию, ставится впервые». Автор полагает, что, учитывая уровень требований, для успешной сдачи иностранным гражданином комплексного экзамена (особенно в части истории и права России) иностранным гражданам «абсолютно необходимы подготовительные курсы». При этом отмечается, что иностранным гражданам не хватает мотивации для их посещения, поэтому рекомендуется рассмотреть возможность «сделать обязательным не только тестирование, но и курсы для иностранных мигрантов, что явилось бы хорошим мотивом для посещения занятий и способствовало их скорейшей адаптации и последующей интеграции в российское общество».

Анализируя парадигмы интеграционных испытаний мигрантов в странах мира, Е. В. Киселева обращает внимание на то, что «государства идут по пути усложнения экзаменов для мигрантов, вводя в дополнение к проверке языковых навыков вопросы страноведческого, исторического, правового порядка» и резюмирует, что Россия, в целом, следует общемировой практике в отношении такого вида контроля и дифференциации миграционных потоков.

Р. А. Асланов и М. Н. Мосейкина в своей статье «Требования к объему знаний по истории России как инструмент оценки готовности иностранных граждан интегрироваться в российское общество», в частности, отмечают, что многолетняя практика пребывания мигрантов в России свидетельствует о том, что знание одного русского языка недостаточно для их адаптации. Для ориентации в социокультурном пространстве страны пребывания мигрантам необходимо хотя бы на минимальном уровне изучить ее традиции, основы культуры и быта проживающих здесь народов. Авторы указанной статьи также обращают внимание на то, что следует учитывать, что после распада СССР в новых независимых государствах были созданы учебники по истории, нацеленные на формирование у учащихся крайне негативных представлений о российском государстве и русском народе.

5. Деятельность региональных образовательных организаций, имеющих право на обучение и тестирование иностранных граждан, а также выдачу сертификатов, подтверждающих знание русского языка, истории и основ законодательства России.

В последние годы в связи с проведением крупномасштабных мероприятий международного уровня Республика Мордовия стала миграционно привлекательным регионом. Постоянно увеличивается число иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на учет в миграционной службе Республики Мордовия. К тому же, большая часть иностранных граждан едут сюда с целью осуществления трудовой деятельности. Проведение Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и другие масштабные мероприятия неизменно привлекут большое количество мигрантов в республику. Во исполнение 74 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан» было принято решение об открытии в Республике Мордовия 2 образовательные организации, на базе которых организуется федеральный экзамен на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации. Это – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева».

Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 7 мая 2015 года № 243 «Об утверждении перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на территории Республики Мордовия, а также порядка и формы проведения указанного экзамена» уполномочены 5 образовательных организаций для проведения регионального экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»»;
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»;
  • Средне-Волжский (г. Саранск) филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования №Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»;
  • Саранский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

В связи с тем, что в настоящее время количество пребывающих мигрантов в Республике Мордовия незначительное, отсутствует спрос на региональный экзамен, соответственно, проведение данного экзамена образовательными организациями, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 мая 2015 года № 243, не осуществляется.

Прошли обучение, успешно сдали комплексный экзамен на знание русского языка, истории России и основ российского законодательства мигранты, прибывшие на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности в 2015 году – 3908 человек, в первом полугодии 2016 года – 115 человек.

6. Работа локального Центра тестирования граждан зарубежных стран федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва всегда пользовался особым спросом у иностранных граждан для получения качественного высшего профессионального образования. А с получением статуса национального исследовательского университета стал еще привлекательнее. В республике нет такого вуза с огромным опытом работы с иностранными гражданами как Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. Напомним, что начало международному сотрудничеству было положено в 1987 году. Последующие годы университет ежегодно принимал все большее и большее число иностранных студентов из государств Ближнего и Дальнего Зарубежья. В настоящее время здесь обучаются представители из сорока с лишним государств мира. Неслучайно, во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 7 мая 2015 года № 243 «Об утверждении перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на территории Республики Мордовия, а также порядка и формы проведения указанного экзамена» в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» согласно договору с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет Дружбы народов» (РУДН) на базе университета был открыт локальный Центр тестирования граждан зарубежных стран. Надо сказать, появление Центра тестирования на базе университета было неслучайно. Согласно договору                     № 2119/172 от 15 декабря 2012 года наш университет уже оказывал образовательные услуги по договору с РУДН по лингводидактическому тестированию по русскому языку иностранных граждан в рамках российской государственной системы тестирования. В связи с введением комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации 12 января 2015 года был заключен новый договор между Российским университетом Дружбы народов и Мордовским государственным университетом об открытии локального Центра тестирования граждан зарубежных стран с целью осуществления подготовки слушателей к языковому экзамену, проведению лингводидактического тестирования по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для получения российского гражданства, вида на жительство, временное проживание, разрешения на трудоустройство с выдачей соответствующего сертификата о сдаче комплексного экзамена. За это время через локальный Центр тестирования прошли 1346 человек, из них 1245 в 2015 году и 101 человек в первом полугодии 2016 года, 96 человек от общего числа не сдали экзамен (7,13%).

По категориям в 2015 году тестирование прошли:

  • трудовые мигранты:913 человек;
  • на гражданство:15 человек;
  • вид на жительство:63 человека:
  • на временное проживание:254 человека.

В 2016 году:

  • трудовые мигранты:26 человек;
  • на гражданство:4 человека;
  • вид на жительство:15 человек;
  •  на временное проживание:56 человек

Как в 2015, так и в 2016 году тестирование проходили граждане Азейрбайджана, Йемена, Ирака, Казахстана, Армении, Белоруссии, Молдовы, Сирии, Судана, Татанстана, Узбекистана, Украины и Эквадора. Самое большое количество тестирующихся бвли из Украины – 39 человек и Таджикистана – 31 человек.

7. Технология и методика проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.

Тестирование иностранных граждан заключается в объективной оценке уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному, знаний по истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с государственными требованиями, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 г. №1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена».

Для проведения тестирования создается комиссия из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющая соответствующие сертификаты для приема Комплексного экзамена. Для участия в тестировании иностранные граждане подают в Центр тестирования заявление, заключают соответствующий договор, оплачивают стоимость услуги, только после этого комиссия по проведению экзамена информирует иностранных граждан о дате проведения тестирования. До проведения тестирования иностранному гражданину представляется возможность: ознакомиться с порядком и формой проведения экзамена, получить консультации по вопросам организации и проведения тестирования; пройти пробное тестирование и ознакомиться с его результатами. В день проведения тестирования, до его начала, члены комиссии проводят инструктаж, а также информируют о порядке и форме проведения, продолжительности тестирования, а также о времени и месте ознакомления с результатами. Иностранному гражданину, успешно прошедшему тестирование, выдается сертификат о прохождении тестирования по форме, утвержденной Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2015 года № 21 и от 29 августа 2014 года № 1154. В сертификате о прохождении тестирования указывается уровень владения иностранным гражданином русским языком, знаний по истории России и основ законодательства Российской Федерации. Иностранному гражданину, не прошедшему тестирование, представляется возможность повторного прохождения.

Для прохождения тестирования необходимо:

  • записаться на тестирование с целью получения сертификата соответствующего уровня можно:
  • приехав в Центр тестирования иностранных граждан;
  • позвонив по указанным телефонам;
  • отправить заявку по электронному адресу.

Заключить договор на обучение и проведение тестирования (при себе иметь: вид на жительство или паспорт, две ксерокопии вида на жительство или паспорта для оформления на гражданство, для трудоустройства миграционную карту). Оплатить тестирование в любом отделении КС-Банка (стоимость тестирования 6000 рублей на гражданство, для получения вида на жительство и разрешения на временное проживание – 5300 рублей, для получения разрешения на работу или патента – 4900 рублей. Квитанция о об оплате является пропуском на тестирование). Ознакомиться с условиями проведения тестирования возможно накануне экзамена в Центре тестирования. Явиться на тестирование в назначенное время (14:00 – начало тестирования). Ожидание сертификатов справок 7-10 дней (сертификаты вручаются лично прошедшему тестирование под роспись).

При необходимости оказания консультационной и учебной помощи в Центре тестирования проводятся занятия с целью подготовки к сдаче экзамена (теста) для получения сертификата требуемого уровня.

Выбирая курс «Подготовка к Комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации Вы:

  • получаете качественную подготовку по всем аспектам, необходимым для успешной сдачи экзамена: чтение, письмо, аудирование, говорение, а также по истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для занятий используются учебники, специально разработанные для подготовки к данному экзамену с учетом трудностей, возникающих у иностранцев, желающих освоить русский язык на уровне, достаточном для повседневного общения и ведения профессиональной деятельности, а также по истории России и основам законодательства Российской Федерации в объеме минимальных требований, необходимых для сдачи данного экзамена;
  • осваиваете формат экзамена. На занятиях вы не только совершенствуете свои знания и языковые навыки, теоретический материал по истории России и основам законодательства Российской Федерации, но пройдете полноценную подготовку, включающую освоение формата экзамена, что является неотъемлемым условием получения государственного сертификата соответствующего уровня;
  • получите возможность пройти пробный экзамен;
  • получите возможность получить индивидуальную консультацию.

Центр тестирования граждан зарубежных стран организует пробный экзамен, полностью воспроизводящий ситуацию государственного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Поэтому ситуация реального экзамена будет для Вас гораздо менее стрессовой. Объем курса рассчитан на 72 часа аудиторных занятий (в течение 3 недель); для хорошо владеющих русским языком – 36 часов аудиторных занятий.

Условия проведения тестирования

Законодательство считает достаточным для получения гражданства прохождения экзамена на базовый сертификационный уровень(ТБУ). Достижение данного уровня владения русским языком позволяет кандидату удовлетворять самые необходимые коммуникативные потребности в определенных ситуациях, связанных с повседневной жизнью при общении с носителями языка. Этот уровень представляет собой необходимый этап для достижения следующего (Первого) уровня общего владения русским языком, а затем и более высоких уровней. Базовый уровень обеспечивает также минимально необходимую базу для занятий какой-либо профессиональной деятельностью в ограниченном объеме.

Экзамен проводится в тестовой форме: по истории России и основам законодательства Российской Федераци, с тестами открытого типа с выбором одного или двух правильных вариантов ответов; по русскому языку– выполнение теста по грамматике, письму, чтению, говорению и аудированию.

Чтение. Кандидат должен прочитать и извлечь основную информацию из коротких простых текстов, взятых из разных аутентичных источников (названия журналов и газет, вывески, надписи, указатели, объявления и др.). Используются также тексты страноведческого, информационно-публицистического и социально-бытового характера. Тест состоит из 3 частей, включающих 30 заданий со множественным выбором.

Письмо. Кандидат должен изложить основное содержание текста-источника, опираясь на вопросы: написать короткое письмо, записку, поздравление и др. Тематика текста-источника актуальна для социально-культурной и социально-бытовой сфер общения. Тест состоит из 2 частей, включающих 2 задания.

Аудирование. Кандидат должен понимать основную информацию (тема, выражение места, времени, причины), представленную в отдельных диалогах и монологах. Тематика аудиотекстов актуальна для социально-бытовой и социально-культурной сфер общения. Тест состоит из 3 частей, включающих 30 заданий с множественным выбором.

Говорение. Кандидат должен участвовать в диалогическом общении: адекватно реагировать на реплики в ограниченном круге ситуаций повседневного бытового общения (рассказ о себе; мой друг; семья; учеба, работа; изучение иностранного языка; мой рабочий день; свободное время; родной город; здоровье; погода); инициировать диалог и выразить свое коммуникативное намерение в простых ситуациях стандартного типа. Кандидат должен поддержать беседу в рамках ограниченного круга тем, передать информацию о себе, своих интересах и др., а также построить собственное высказывание на базе прочитанного текста. Тест состоит из 4 частей, включающих 12 заданий со свободно конструируемыми ответами.

Экзамен проводится в форме устного общения с двумя экзаменаторами.

Успешно прошедшим тестирование считается тестируемый, который получил по каждой части (субтесту) баллы, соответствующие 66% тестовых заданий. Таким образом, допускается 34% ошибок. Также засчитываются результаты тестирования, если тестируемый сдал 1 субтест на 60%, при условии сдачи какого-либо другого субтеста на более, чем 66%, т.е. результаты субтеста «перекрывают» не полностью сданный субтест на 6 %. Если Вы не сдали один субтест из пяти, Вы получаете Справку о прохождении тестирования с указанием всех полученных баллов и имеете право пересдать этот субтест с оплатой, равной половине оплаты за весь тест. Результаты всех успешно сданных субтестов Вам засчитываются. Если Вы не сдали два субтеста из пяти, Вам необходимо пересдавать весь тест полностью с полной оплатой. Готовясь к прохождению теста, вы можете познакомиться с описанием содержания каждого уровня владения языком и с требованиями по истории России и основам законодательства Российской Федерации, которые предъявляются к тестируемому. Рекомендуем Вам заранее познакомиться с образцами тестов и пройти пробное тестирование. Обратите внимание на инструкцию для тестируемого перед каждой частью теста, на формулировки заданий.

Время выполнения каждого теста определено соответствующей Инструкцией. Время выполнения теста не включает время, необходимое для ознакомления с заданиями и инструкциями к ним.

Все ваши ответы заносятся вами в специальный бланк, который называется «матрицей, и отправляются в Головной Центр тестирования иностранных граждан при Российском университете Дружбы народов (г. Москва) для проверки и принятия решения о выдаче (или невыдаче) сертификата.

 

Администрация факультета