История факультета

История становления факультета

Без-имени-4-22221

Начало довузовской подготовке будущих абитуриентов в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева было положено практически с момента образования вуза. Первый прием слушателей на курсы по подготовке к поступлению в вуз из числа учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и работающей молодежи был осуществлен в 1960 году. Первым заведующим курсами был преподаватель математического факультета Кузовенков Михаил Иванович. С 1969 по 1982 год эту должность занимала Жамкова Эльвира Ивановна. Обучение на курсах велось по всем предметам вступительных испытаний, и каждый слушатель посещал занятия по четырем предметам. Занятия со слушателями проводили опытные преподаватели вуза. Среди них Г. Ф. Персидская, В. А. Кочетова, А. Д. Павкина, А. П. Сорокина и другие. В 1984 году директором курсов по подготовке к поступлению в вуз была назначена Казакова Наталья Петровна. С этого времени на курсах стала проводится большая работа по совершенствованию учебно-методического процесса, профориентации, созданию системы довузовского образования в университете. Эту работу коллектив курсов проводил совместно с педагогическими советами факультетов университета под непосредственным руководством ректора А. И. Сухарева. К работе привлекались ведущие преподаватели- методисты факультетов, которые по согласованию с преподавателями предметных комиссий разрабатывали и издавали программы и календарно-тематические планы занятий на подготовительных курсах. Среди тех, кто принимал активное участие в этой работе, были Г. Т. Юртаева, С. М. Живечков и другие. Некоторые из них сейчас успешно работают на курсах по подготовке к поступлению в вуз. На протяжении многих лет курсы выполняют свою задачу – подготавливают молодежь к поступлению в университет.

В 1969 году в университете открывается еще одна форма довузовского образования молодежи – подготовительное отделение. Право обучаться здесь получили лица, имеющие двухгодичный трудовой стаж по рабочим специальностям, колхозники и дети колхозников, а также уволенные в запас из рядов Вооруженных сил РФ, участники войны. Особое предпочтение отдавалось кандидатам и членам КПСС, планировался прием инвалидов 1-й и 2-й групп, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вторая половина 80-х годов, а затем начало 90-х годов расширили список льготных категорий, поступающих на подготовительное отделение. К ним стали относиться воины, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, лица, пострадавшие в результате Чернобыльской и других катастроф, молодежь, вынужденные переселенцы.

С начала 90-х годов уходит в прошлое партийно-классовый принцип набора, все более уступая место ориентации на социально-незащищенные категории населения, к тому же, новая тенденция развития системы высшего образования в эти годы поставила перед системой довузовской подготовки новые задачи. Они состояли в том, чтобы готовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения. Поэтому существовавшая до этого времени система довузовского образования в форме подготовительного отделения и курсов стала неэффективной, так как имела одностороннюю направленность – подготовку абитуриентов к поступлению в выбранный ими вуз. Возникла объективная необходимость организации единой системы довузовской подготовки абитуриентов, объединяющим центром который должен стать факультет довузовской подготовки. В этом смысле вновь организуемый факультет должен был стать органической частью всей системы высшего профессионального образования, нулевым курсом в системе подготовки специалистов высшей квалификации. Так, в 1989 году на базе подготовительного отделения и подготовительных курсов в университете открывается факультет довузовской подготовки и профориентации. Первым деканом факультета был назначен доцент кафедры экономической и социальной географии   П. И Беляев. В структуру факультета также вошла кафедра методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Ее заведующим была избрана кандидат педагогических наук доцент Н. В. Миничкина. Преподаватели кафедры, а их на факультете было 16 человек, осуществляли образовательный процесс на подготовительном отделении и подготовительных курсы. Многие из них имели ученые степени и звания доцента, не один десяток лет проработали на подготовительных курсах и отделении. Это Е. Ф. Балашова, Н. Ф. Кайрак, М. И. Агеносова, Е. В. Никишин, Т. П. Доронова, Н. П. Полежаев, М. И. Ломшин и другие. Благодаря их квалифицированной работе слушатели не только подготовительного отделения, но и 9-, 6,-,4 и 1- месячных курсов успешно выдерживали экзамены в вуз и становились студентами первого курса. В 1991 году в связи с известными социально-экономическими изменениями в стране и реформированием системы образования подготовительные отделения в вузах были расформированы. Несмотря на это следует сказать, что они выполнили свою основную задачу – способствовали притоку в студенческую среду молодых людей, уже получивших идейную и гражданскую закалку, прошедших определенную трудовую школу и, как правило, твердо определившихся в своем профессиональном призвании. За 22 года существования подготовительного отделения в университете заведующими этим структурным подразделением были кандидат филологических наук доцент С. Иванов, кандидат философских наук доцент М. П. Глебочкин, кандидат филологических наук доцент М. М. Сывороткин, кандидат географических наук доцент П. И. Беляев и другие.

В 1991 году после закрытия подготовительного отделения был расформирован и факультет довузовской подготовки и профориентации. Курсы по подготовке к поступлению в вуз как структурное подразделение продолжили свою деятельность. При переходе к рыночным отношениям коллективу курсов пришлось перестроить свою работу, искать новые формы деятельности на рынке образовательных услуг, где основным критерием стало качество образования. На повышения уровня знаний слушателей и были направлены все усилия администрации и педагогического коллектива. С этой целью были пересмотрены содержание образования, график учебного процесса и календарно-тематические планы.

Декан факультета, профессор: Ломшин Михаил Иванович

Декан факультета, профессор:
Ломшин Михаил Иванович

Следующим этапом в истории становления системы довузовской подготовки стало образование в 1998 году факультета довузовской подготовки на базе курсов по подготовке к поступлению в вузы, в 2003 году переименованного в факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования. Возглавил факультет доктор педагогических наук профессор Ломшин Михаил Иванович. Основной задачей курсов по подготовке к поступлению в вуз, ставших структурным звеном вновь созданного факультета, стало формирование на базе университета системы довузовской подготовки, способной подготовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к успешному обучению в нем и будущей профессиональной деятельности С введением эксперимента по единому государственному экзамену образовательный процесс на курсах становится гибче, его цели и задачи значительно расширяются. Кроме обучающей функции, направленной на «натаскивание» абитуриента на успешную сдачу экзаменов, курсы стали выполнять диагностирующую, коррекционную, развивающую, адаптационную, фильтрующую, селекционную и профориентационную функции. Процесс обучения слушателей теснее стал связываться с воспитательной работой, позволяющей открыть все потенциальные возможности будущего студента университета как всесторонне развитой личности. Создание факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования послужило толчком для дальнейшего развития подобных форм образовательной деятельности и стало необходимым этапом в системе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

В настоящее время в структуре факультета 3 отделения: отделение среднего профессионального образования, подготовительное отделение, отделение дополнительных образовательных услуг, 5 предметно-цикловых комиссий (кафедр), 7 учебных лабораторий, 10 учебных кабинетов общеобразовательных и специальных дисциплин, оборудованных мультимедийными установками, библиотека с читальным залом, локальный центр тестирования граждан зарубежных стран со специально оборудованным кабинетом для тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному, истории России и Основам законодательства. На факультете реализуются четыре программы среднего профессионального образования. На нашем факультете реализуются четыре программы среднего профессионального образования. Это – 090203 «Программирование в компьютерных системах», 380201 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 400201 «Право и организация социального обеспечения», 430210 «Туризм». Как показывает мониторинг образовательных услуг, эти специальности как на базе высшего, так и среднего профессионального образования в настоящее время очень востребованы на рынке труда. Кроме того, факультет оказывает образовательные услуги по 3 программам дополнительного образования. Это – дополнительная общеобразовательная программа (курсы по подготовке к поступлению в вузы); дополнительная общеобразовательная программа, обеспечивающая подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (подготовительное отделение для иностранных граждан) и дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к Единому государственному экзамену и поступлению в вузы (подготовительное отделение).
В образовательном процессе на факультете участвуют 44 преподавателя. Все они имеют высшее профессиональное образование. Среди них 10 с учеными степенями и званиями. Студенты 2-3 курсов получают рабочую профессию «Оператор ЭВМ и электронной верстки», «Кассир-оперцианист», «Технолог по наладке компьютерного оборудования», «Сметчик-бухгалтер», «Гид-переводчик». Они неоднократно признавались победителями и призёрами вузовских олимпиад по географии, английскому языку, математике, информационным технологиям; республиканских олимпиад – по избирательному праву, бухгалтерскому учету, экономике, и информационным технологиям, а также всероссийских конкурсов – по русскому языку «Кириллица», по иностранным языкам «Я – лингвист», становились победителями «Межрегионального образовательного форума «Инерка» и республиканской игры «Лидер XXI века». Студенты факультета активные участники Универсиады и Спартакиады ссузов Республики Мордовия. Не случайно, они удостаиваются не только государственных, но и именных стипендий Правительства Российской Федерации. Мы считаем, что образование, наука и производство неотделимы. Поэтому, предоставляем студентам возможность овладевать специальностью не только на занятиях, но и в учебных лабораториях, и на производстве.  Студенты факультета проходят производственную практику в престижных предприятиях, учреждениях, агенствах и компаниях РМ: «Мордовия Авиатранс», «Робинзон», «РусТур», «РоссТур», «Фокс Тревел» и «Саквояж», ООО «Сапфир», «СтройИнвест», «Аналитик», «ТЭМС», «СтройКапитал», «Анелия», ГУ– региональное отделение «Фонда социального страхования РФ по РМ», ГКУ «Социальное обслуживание РМ», Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда», ГКУ «Социальная защита населения по г. о. Саранск», ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск», ГБУ «Управление пенсионного фонда РФ по г. о. Саранск», ЗАО «ВАТТ», ООО «Итц Базис», «СнабСервис МК», «САНТОНИТ», «Ультра Анжелс» и других. Многих из наших выпускников ежегодно приглашают на работу на предприятия и организации республики, так как молодые специалисты, проходившие практику на производстве, показывают себя только с хорошей стороны.
“Качественное стартовое образование — блестящее начало будущей карьеры», — так считает доктор педагогических наук, профессор, декан факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования Михаил Иванович Ломшин.
Ваш правильный выбор – выбор нашего факультета!

 

Абитуриенты и их родители могут получить любую информацию о факультете по интернет-адресу: http://www.mrsu.ru или в любое время проконсультироваться в 26 корпусе университета (г. Саранск, ул. Большевистская, д 33, к. 212) Контактный телефон (факс): 47-82-28; 23-19-99; 47-66-60 с 8:00 до 19:00.

Звоните, приходите и вы не пожалеете!

Администрация факультета