Внеучебная  деятельность

 

Заместитель декана по внеучебной деятельности: Спицина Ольга ВикторовнаСпицина Ольга Викторовна

Послевузовское профессиональное образование
Кандидат исторических наук

Должности:
Заместитель декана по внеучебной работе
Телефон:+7 (8342) 478228
Факс:+7 (8342) 478228
Электронная почта: spitzinaolga@yandex.ru
 

 

 

Внеучебная работа

Одновременно с учебной работой на факультете проводится большая внеучебная работа, направленная на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, формирование у каждого студента сознательной гражданской позиции, сохранения и преумножения духовно-нравственных и культурных ценностей. Кроме того, вовремя внеучебной работы решаются задачи подготовки конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего качествами, востребованными в условиях рыночных отношений, способного ставить и достигать не только личностно-значимые, но и профессиональные цели и задачи.

Большую внеучебную воспитательную работу проводят классные руководители академических групп. В начале учебного года в целях адаптации студентов к системе обучения в вузе, знакомства с историей и традициями, правилами поведения в университете и проживания в общежитии, внутреннего распорядка, изучения и анализа социологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях, формирования сплоченного коллектива и студенческого актива, оказания помощи в организации учебного процесса и самостоятельной работы приказом ректора назначаются классные руководители академических групп. Специфика работы классного руководителя в академических группах среднего профессионального образования обусловлена следующими факторами: индивидуально-возрастными особенностями студентов (9 класс), уровнем их воспитанности, организованности, подготовленности к обучению в вузе по программам среднего профессионального образования. Поэтому на начальном этапе работы классных руководителей большое место отводится планированию. Хорошо продуманный, обоснованный план работы классного руководителя, позволяет: во-первых, чётко осознать цель, стратегические и практические задачи воспитания (зачем я это делаю, что я хочу получить…), во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выработать средства организационной формы внеучебной работы, в-третьих, прогнозировать результаты этой деятельности (это я провожу для того, чтобы получить что-то…). Прежде чем приступить к планированию внеучебной работы в группе куратор тщательно изучает государственные документы, касающиеся системы образования, после чего определяет цели и задачи внеучебной работы на современном этапе; изучает локальные нормативно-правовые акты университета, регламентирующие организацию внеучебной работы; возрастные и психологические особенности подростков; уровень развития коллектива. После чего классный руководитель приступает разработке общего алгоритма планирования: на подготовительном этапе определяет предмет планирования (всей деятельности, какого-либо направления, конкретного дела); временные периоды (год, месяц, четверть); структурирует предмет планирования (выделили направление, содержание и тематические блоки); на аналитическом этапе проводит анализ состояния коллектива; на моделирующем этапе обобщает результаты анализа, определяет цели (ради чего, над чем работать, что бы хотели получить в итоге); на заключительном этапе проводит коллективное планирование, выбор средств достижения поставленных целей.

При планировании внеучебной работы в академических группах классные руководители руководствуются следующими правилами: планирование мероприятий должно быть рассчитано на определённый возраст, учитывать психологические особенности данного возраста, каждое мероприятие должно быть нацелено на конечный результат, внеаудиторного мероприятия должно предполагать системность, а не спонтанность, должны учитывать мнение студентов; внеаудиторные мероприятия должны быть разнообразными по форме, содержанию, интересными и главное развивающими, в их подготовке и проведении должны участвовать и студенты, и их родители. Приоритетными направлениями внеаудиторной работы являются: помощь подросткам в приобретении жизненного опыта, развитие нравственных и коммуникативных качеств, которые помогли бы им переключиться со своей личности на окружающих людей, учили добиваться поставленной цели.

Основной формой внеучебной работы в группах являются классные часы как форма воспитательной работы, при которой студенты под руководством преподавателя включаются в специально организационную деятельность. Характерной особенностью классных часов в системе среднего профессионального образования является то, что эта форма внеучебной деятельности (и в отличие от занятия ей не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического воздействия); это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы; это гибкая по составу и структуре форма воспитательного воздействия; это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в которой играет преподаватель.

При подготовке классных часов преподаватели руководствуются существующими в педагогике алгоритмами. Первый шаг – это составление педагогом совместно со студентами тематики классных часов. При этом они проводятся в различных формах диагностики: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, беседы с родителями, наблюдения. С этой целью используются методики: «Незаконченных предложений», «Строим новый классный дом»; журналы-эстафеты, «Мир моих друзей», «Мир моих интересов». Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Здесь широко используется методика «куча мала». Она представляет собой блиц-опрос студентов по проблеме организации предстоящего классного часа. Третий шаг – выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. Здесь широко используется коллективно-творческая деятельность. В качестве педагогических целей классных часов выступают следующие ориентиры: содействие в формировании у студентов умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозирование последствий своих действий: побуждение студентов к творческой деятельности по созданию себя и окружающего пространства; выявление склонностей студентов к различным видам человеческой деятельности; содействие в формировании у них особенностей сравнивать себя с другими людьми; осознание отличия своей личности. Четвёртый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Пятый шаг – составление преподавателем совместно с другими организаторами сценария классного часа. Классный руководитель при этом перед собой ставит задачу ответить на такие вопросы: что необходимо сделать, чтобы в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный психологический настрой и готовность студентов к участию в коллективном разговоре; в какой момент студенты могут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом нужно провести итоги классного часа, чтобы стимулировать деятельность студентов по самопознанию и самореализации. Шестой шаг – проведение самого классного часа. И седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа. Формами проведения классных часов являются: классные собрания (по распределению поручений, избранию актива групп, представителей в органы студенческого самоуправления; отчёт студентов по выполнению постоянных и временных поручений); нравственные классные часы (дать толкование нравственных понятий: свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба и т.д.). А затем уже в группах выбирают тематику классных часов: «О дружбе и друзьях», «О товариществе и дружбе», «Всему начало любовь», «Счастливый билет моей судьбы», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Интеллектуально-познавательные классные часы проводятся в форме: интеллектуального марафона; дней интеллектуального творчества; защиты интеллектуальных проектов; встреч со студентами высшего профессионального образования; интеллектуальных рингов и викторин. Тематика самая разнообразная: «Пока я мыслю – я вижу», «Счастливый случай» и т.п. Темами этих классных часов обычно являются: «Обычаи и традиции», «Великие люди мира», «Границы человеческих возможностей», «Кем быть и каким быть?». На информационных классных часах проводится обзор газетных сообщений, викторин, рингов, вечеров вопросов и ответов, путешествий во времени. Психологические классные часы направлены на выявление и формирование определённых черт характера: «Что такое мой характер», «Тренировка памяти», «Как бороться с конкурентами» и другие. Библиотечные классные часы проводятся с целью активизации чтения художественной и научно-популярной литературы по специальности. Особенно нравятся студентам классные часы, проводимые совместно с библиотекой университета, на тему: «Как работать со справочной литературой?», «Методы самостоятельной работы с книгой», «Я пишу реферат», «Писатели-фантасты», «Моя настольная книга», «Книги без которых было бы грустно жить», «Я иду в библиотеку» и другие. Успешному проведению классных часов способствуют различные диагностические методики, существующие в дидактике и нашедшие определённое место в практике работы преподавателей общеобразовательной и профессиональной школы. Это – методика изучения личности студента: «Мой портрет в интерьере», «Десять моих «Я», «Недописанный тезис», «Блиц-опрос»; сочинения: «Мои друзья в моём классе», «Моя жизнь в группе», «Письмо самому себе», методика изучения учебной мотивации, методы изучения коллектива групп: изучение взаимоотношений студентов и определение лидеров в группе: «Фотография групп», «Дом, в котором я живу», «Письмо островитянину», «Пьедестал».

Большую работу классные руководители проводят с родителями студентов. Дело в том, что в настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. В процессе работы с семьёй классные руководители руководствуются принципами равенства, диалогичности, сосуществования, свободы принятия и непринятия. На основе этих и целого ряда других принципов строится работа по проведению родительских собраний, памятуя о том, что родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Тематика родительских собраний определяется кураторами на основе изучения целей и задач работы факультета с родителями, исходя из их запросов. Так, в течение года классными руководителями на 1-2 курсах традиционно проводятся родительские собрания на тему: «Подростковый возраст: что должны знать родители?», «Закон и ответственность», «Развивающаяся компьютерная зависимость подростков», «Здоровый образ жизни подростка и его физическое развитие», «Ваш ребёнок влюбился…». «Выбор дальнейшего пути: «за» и «против», «Отношения в семье и характер подростка» и другие. В целом внеучебная работа, проводимая классными руководителями со студентами и их родителями, способствует сплочению коллектива и успешному формированию личности будущего специалиста со средним профессиональным образованием.

Большую роль в плане внеучебной работы на специальностях среднего профессионального образования играет студенческий совет факультета, формируемый из числа наиболее активных студентов. Основной целью деятельности студенческого совета является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала, талантов и способностей студентов, улучшения условий их профессиональной подготовки, а также поддержания и развития студенческого самоуправления и традиций факультета. Студенческий совет призван обеспечить реальное участие студентов в управлении учебно-воспитательным процессом; развитии инициативы, творческих способностей, а также в обучении организаторским и управленческим навыкам студентов. Задачами студенческого совета является отстаивание интересов студентов, развитие их инициатив, направленных на улучшение условий учебы и отдыха; активизация процессов управления студенческими группами и вовлечение их в общественную жизнь факультета; разработка и реализация мероприятий по повышению ответственности студентов за своевременное выполнение ими учебных планов, изучаемых дисциплин; участие в распределении стипендиального фонда и фонда материального стимулирования с учетом их социального положения, результатов учебы и участия в общественной жизни факультета; взаимодействие с общественными организациями университета, правоохранительными органами по поддержанию общественного порядка на мероприятиях и в местах расположения студенческого общежития; организация досуга и отдыха студентов. Основные направления деятельности студенческого совета реализуются через следующие секторы: учебный, научный, интеллектуально-развивающий, культурно-массовый, спортивно-оздоровительный, социально-экономический, правовой и социальной защиты студентов, информационно-аналитический, сектор по работе с иностранными студентами, оформительский сектор, трудовой сектор.

Учебный сектор студенческого совета осуществляет работу по следующим направлениям: ведет систематическую проверку успеваемости и посещаемости студентами занятий; на участвует в распределении стипендий; проводит социальные опросы на тему «Преподаватель глазами студентов»; организует акцию «Неделя без прогулов и опозданий»; занимается рассылкой писем родителям студентов с информацией об их академических задолженностях; осуществляет регулярную проверку посещаемости занятий студентами; проводит акцию «Дни прощения» совместно с библиотекой университета. Среди знаковых мероприятий учебного сектора: мероприятия, приуроченные к Дню знаний, Всероссийскому дню студента, ежегодные социологические опросы «Преподаватель глазами студента», «Куратор глазами студента», «Недели без прогулов и опозданий», акция «Студент года», анкетирование удовлетворенности студентов внеучебной работой на факультете, мониторинг успеваемости и посещаемости в академических группах и проведение профориентационной работы. На факультете организовано чтение спецкурсов, проведение спецсеминаров, деловых игр и других занятий по основам коллективной профессионально-творческой деятельности и конкурсы профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования. Учиться на «хорошо» и «отлично» стало престижно на факультете. Не случайно, студенты факультета удостаиваются не только государственных, но и именных стипендий Правительства Российской Федерации.

В задачи научного сектора входит помощь председателям предметных цикловых комиссий в выявлении научного потенциала студентов, информирование о проводимых вузовских, республиканских, межвузовских и российских научных конкурсах, олимпиадах и участие в них; участие в организации научных конкурсов и предметных олимпиад для студентов, включая олимпиады всероссийского уровня. В течение учебного года сектор проводит следующие мероприятия: факультетские олимпиады «Юные таланты» по общеобразовательным предметам и «Юность России» по общепрофессиональным и специальным дисциплинам среднего профессионального образования. Студенты факультета принимают самое активное участие во Всероссийских студенческих олимпиадах, проводимых в университете, а также в общеобразовательной олимпиаде «Совушка». На факультете действует студенческое научное общество «Эврика». Студенты факультета являются победителями и призерами вузовских олимпиад по английскому языку, математике, информационным технологиям; республиканских олимпиад среди студентов ссузов Республики Мордовия – по избирательному праву, бухгалтерскому учету, экономике, информатике и информационным технологиям, а также всероссийских конкурсов – по русскому языку «Кириллица», по иностранным языкам – «Я – лингвист»; межрегионального образовательного форума «Инерка– 2015», республиканской игры «Лидер ХХ1 века».

Интеллектуально-развивающий сектор оказывает помощь в планировании, организации, проведении и анализе интеллектуально-развивающей деятельности на факультете. В задачи сектора входит анализ и координация интеллектуально-развивающей деятельности на факультете; участие в организации, подготовке, проведении и анализе интеллектуально-развивающих мероприятий. В течение года сектор проводит следующие мероприятия: игры по Парламентским дебатам, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Рюши», «Мафия»; заседания клуба КинПроСвет. В течение учебного года на факультете работает дискуссионный клуб по проблемам социально-политической, экономической жизни нашей страны, внутренней и внешнеполитической деятельности. На факультете работают четыре кружка «Программист», «Экономист», «Юрист» и «Туризм». Содержание работы кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес обучающихся. По итогам работы кружков организуются разнообразные конференции, выставки работ обучающихся в области профессиональной деятельности.

Социально-экономический сектор занимается социальной работой, которая заключается, прежде всего, в информировании студентов о проводимых в университете социальных акциях и проектах (акция милосердия, донорство, проекты по улучшению жизни студентов в университете), работой с инвалидами, с целью оказания помощи и защиты их прав и интересов, а также со студентами, особо нуждающиеся в социальной защите со стороны государства. Социально-экономический сектор осуществляет свою деятельность с целью развития социально-активной жизненной позиции студентов. С этой целью проводятся благотворительные акции самостоятельно и совместно с другими общественными организациями»: Радужный мир», «Каждому ребенку подарок», акция «Подари радость», «Счастье с нами», «Улыбка», «Мир добрых дел», «Дари добро», «Лучик счастья», «Милосердие детям», «Ты – лидер», «Праздник, как дома», «Новогодний лед», «Неделя добра и милосердия». Ежегодно в сентябре месяце проводится благотворительная акция «Подари радость» среди студентов нашего факультета с целью сбора пожертвований в детские дома.

Сектор по работе с иностранными студентами осуществляет работу с иностранными гражданами на факультете в соответствии с установленными направлениями деятельности. Традиционно проводятся «Адаптив» для первокурсников из числа иностранных граждан; мероприятия «Добро пожаловать в Саранск», семинар: «Республика Мордовия – «у нас есть много общего», анкетирование «Самый умный иностранный студент», «Я люблю свою страну» и другие.

Информационно-аналитический сектор оказывает помощь при проведении массовых мероприятий, а также проводит конкурсы статей «Наш университет», «Лучший фотограф среди первокурсников», «Почему я выбрала факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования?», конкурс «Лучшая фотография группы», Уроки мужества, конкурсы информационных стендов «Мы в МГУ», посвященные Дню рождения университета, литературный конкурс «Я буквы мажу на листок…», поэтический конкурс «СЧАСТЬЕ в…», конкурс плакатов «День борьбы со СПИД-ом», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества» и другие. За учебный года на факультете выпускается четыре номера газеты «Огарёвец», органа администрации, студенческого совета и профбюро факультета.

Культурно-массовый сектор организовывает культурно-массовые мероприятия, оказывает помощь администрации в проведении различных мероприятий на факультете. Содействует творческим коллективам университета в выявлении способных, творчески одаренных студентов для участия в художественной самодеятельности. Организовывает следующие мероприятия: экскурсии в г. Нижний Новгород, Ульяновск; День знаний; «Адаптив» среди первокурсников; Международный день студента; Огаревские вечера (академический бал); выезд в Рузаевский детский дом малютки»; «Мисс ФДП и СПО «Сударушка», Всероссийский день студента; День всех влюбленных, «Готов служить России»; «Международный женский день». Студенты факультета принимают активное участие в вузовских конкурсах «Открытие года», «Сокол-Ясный», «Мистер-медиа», «Сударушка», «Звездопад», «Лучшая академическая группа» и других.

Сектор правовой и социальной защиты студентов проводит мониторинг и анализ условий жизни и деятельности студенческой среды (готовит вопросы по данной проблеме администрации факультета); следит за информацией о льготах для студентов в законах и указах вышестоящих организаций, касающиеся молодежи. Проводит работу по профилактике правонарушений и искоренению вредных привычек студентов, содействует в защите их прав и исполнении возложенных на них обязанностей. Участвует в работе комиссий по профилактике правонарушений на факультете. Разрабатывает и внедряет комплекс мероприятий по улучшению быта и досуга, обеспечению здорового образа жизни студентов, проживающих в общежитии. Содействует развитию студенческого самоуправления, активизации социальной деятельности. Организует следующие мероприятия: проведение профилактической акций «Дорожно-транспортный травматизм», «Мы знаем свои права», «Без правонарушений», направленные на пресечение правонарушений, совершаемых студентами факультета, проводит тренинги по ВИЧ (СПИД) среди первокурсников, а также по предупреждению наркомании среди первокурсников, социологический опрос «Как часто вы пренебрегаете законом Российской Федерации?», конкурс плакатов на тему о вреде курения, «Осторожно, пешеход!» и другие.

Спортивный сектор организует спортивно-оздоровительную работу среди студентов совместно с куратором по физической культуре и спорту. Это – соревнования по мини-футболу, настольному теннису, шашкам, шахматам и легкой атлетике. Наши студенты являются победителями: Спартакиады среди студентов ссузов РМ по шахматам, шашкам, мини-футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам и плаванию. А по лыжным гонкам и плаванию выигрывают соревнования даже среди факультетов университета. По итогам Спартакиады учащихся средних профессиональных учебных заведений РМ и Универсиады среди студентов высшего профессионального образования наши учащиеся традиционно занимают призовые места. Студенты факультета принимают активное участие во Всероссийских соревнованиях «Лыжня России», Легкоатлетической эстафете, посвященной к Дню Победы, в соревнованиях по военно-прикладному многоборью среди допризывной молодежи ссузов Республики Мордовия, где неоднократно становились победителями и призерами.

Количество студентов, занятых во всех формах внеучебной деятельности составляет (80,4%): спортивная (12%), культурно-массовая (24%), информационно-аналитическая (6,2%), научная (18,7%), интеллектуально-развивающая (10,9%) работа.

Таким образом, внеучебная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в ней происходит более тесное межличностное общение студентов, преподавателей, администрации факультета, осуществляется культурные обогащения и духовное самоопределение личности, развитие и углубление вкусов. Поскольку, внеучебная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса на факультете,  она направлена на достижение общей цели – усвоение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование системы ценностей.

 


1234-300x100

Администрация факультета