Меню Закрыть

43.02.10. Туризм

          Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, неслучайно за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах он играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, активизации внешнеторгового баланса, создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В мировой экономике туризм — одна из самых прибыльных и перспективных отраслей — вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с нефтегазодобычей и перерабатывающей промышленностью. В его развитии заинтересованы все развитые государства мира. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) к 2020 году число туристов в мире достигнет 1 миллиарда 800 миллионов, а количество людей, обслуживающих одного туриста, увеличится почти на 1,5 миллиона.
Для республик и областей с небогатым минерально-сырьевым и материально­техническим потенциалом, к которым относят и Республику Мордовия, вопросы освоения рекреационно-туристских ресурсов приобретают исключительно важное значение в определении экономической стратегии развития региона, так как способствуют оживлению хозяйственной деятельности.

          К тому же Республика Мордовия, имея большой арсенал самых различных мест для отдыха, развлечений, путешествий и уникальных достопримечательностей, всегда будет нуждаться в фирмах и сотрудниках, предоставляющих туристические услуги. Все это делает актуальным развитие в нашем регионе туристской отрасли, как одной из ведущих, пользующейся успехом в сфере образовательных услуг и востребованной на рынке труда.

             
            Профессиональная деятельность специалиста по туристским услугам связана с организационно-управленческой, туристско-экскурсионной и музейно­выставочной работой и направлена на формирование и реализацию комплекса туристских услуг.
Объектами его профессиональной деятельности являются туристские ресурсы, туристская индустрия и организационно-управленческие услуги.
Основные виды деятельности специалиста по туристским услугам:

  • организационно-управленческая — принятие управленческих решений по оказанию туристских услуг, планирование туристской деятельности, документационное обеспечение сферы туристских услуг; создание нормального психологического климата при общении с потребителем туристских услуг, использование информационных технологий при оказании туристских услуг;
  • сервисная — организация сервисной деятельности; разработка проекта оказания туристских услуг; обеспечение необходимого качества туристских услуг; разработка технологического процесса по выполнению комплекса туристских услуг; использование иностранных языков в профессиональной деятельности; выбор технических средств для оказания туристских услуг; согласование, оформление и доведение туристских услуг до потребителя; использование компьютерной техники для решения задач по оказанию туристских услуг.

        В функции специалиста по туристским услугам, работающего в компаниях-туроператорах, входит разработка маршрутов, составление экскурсионных программ и планов развлекательных мероприятий; бронирование мест в гостиницах, выкуп билетов на регулярные авиарейсы и организация чартерных рейсов; ведение переговоров с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами; участие в проведении рекламных кампаний; в случае возникновения конфликтных ситуаций осуществление связи с представителями принимающей стороны и разрешение сложившейся ситуации в пользу клиента.
               В обязанности специалиста турагентства входит прием звонков, консультирование (в том числе по телефону), исследование рынка и подбор тура в соответствии с запросами клиента, взаимодействие с менеджерами из туроператорских компаний, оформление договора с клиентом.
Туристская сфера деятельности отличается от других сфер профессиональной деятельности тем, что ее направления столь разнообразны и разноплановы, что представляют собой широкое поле для приложения самых различных способностей и интересов. Деятельность в сфере туризма как никакая другая позволяет раскрыть будущему специалисту свой творческий потенциал.
Специальность 43.02.10 «Туризм» даёт комплекс знаний в области:

  • стратегии развития туризма;
  • географии туристских путешествий;
  • ведения беседы-диалога профессиональной направленности на иностранном языке;
  • системы стандартизации и сертификации туристских услуг;
  • менеджмента регионального туризма;
  • туристского регионоведения России.

Профессионально важные качества:

  • высокая устойчивость к стрессам, самообладание, сдержанность;
  • склонность к работе с людьми и с информацией;
  • наглядно-образная цепкая память;
  • оперативность, принципиальность, требовательность, коммуникабельность, культура речи, мобильность, контактность, обаяние, терпеливость, вежливость, аккуратность;
  • умение устанавливать деловые связи, чуткость и доброжелательность;
  • умение работать с большими объемами информации и структурировать ее (анализировать, обобщать, прогнозировать);
  • высокая степень личной организованности, свободное владение иностранными языками.

              Медицинские противопоказания:  склероз, неустойчивая психика, закомплексованность, некоммуникабельность, раздражительность.

              Требования к профессиональной подготовке выпускника.
     Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм», должен:

  • владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в своей профессиональной и любой другой деятельности;
  • обладать культурой общения, владеть в полном объеме русским языком — госу­дарственным языком Российской Федерации;
  • владеть иностранным языком в объеме, позволяющим общаться с иностранными партнерами и клиентами в кругу общих и профессиональных интересов и вести деловую переписку;
  • знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, уметь применять эти знания на практике;
  • иметь представление о видах и географии туристских путешествий, об основах организации туристской деятельности и рыночной экономики, об аспектах деятельности туристских фирм, об особенностях менеджмента и маркетинга в сфере туризма;
  • уметь разрабатывать и продавать турпродукт.

      Возможные места работы: экскурсионные бюро, туристические агентства, туроператорские фирмы.

      Квалификация выпускника – специалист по туризму.

      Для закрепления теоретических знаний студентов в практической деятельности создан региональный туристический центр «Варма».

     

     Возможно продолжение обучения по сокращенной программе на специальности высшего образования: «Социально-культурный сервис и туризм» географического факультета университета.