Наука

Научно-исследовательская работа преподавателей и сотрудников(НИР). Сегодня в условиях формирования новой парадигмы профессионального образования, на первый план выходит качество образования. Этот главный приоритет, который четко определен в целом ряде государственных документов – в 273 Федеральном Законе «Об образовании в РФ», недавнем Послании Президента РФ, Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Постановлениях Правительства РФ и других документах. В них подчеркивается, что эффективность развития системы образования в Российской Федерации и регионов во многом обусловлена перспективными, отвечающими современным требованиям, научными исследованиями, осуществляемыми преподавателями высшей школы. Определены пути дальнейшего развития системы образования, совершенствования инновационной деятельности и научно-исследовательской работы в вузе. Не случайно вся деятельность факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, как и других структурных подразделений университета, направлена на реализацию основных положений «Программы развития национального исследовательского университета». Научно-исследовательская работа (НИР) на факультете выполняется в соответствии с факультетским планом и планом работы предметных цикловых комиссий и регламентируется документами, в которых определён порядок организации и проведения НИР. Результаты НИР обсуждаются на заседаниях Учёного совета факультета. Научные и научно-методические исследования проводятся в тесном взаимодействии с факультетами и институтами университета, а также соответствующими подразделениями вузов Российской Федерации.

Преподаватели и студенты факультета принимают активное участие в работе международных и российских конференций, в ежегодных факультетских и университетских научных и научно-практических конференциях с опубликованием работ в сборниках материалов. На факультете стало хорошей традицией проведение памятных республиканских и вузовских конференций, посвящённых известным учёным, в разные годы работавшим в университете. Преподаватели факультета занимаются фундаментальными и прикладными научными исследованиями, в том числе в области методики преподавания общеобразовательных дисциплин в системе довузовской подготовки и среднего профессионального образования. Только за 2017 год на факультете опубликовано свыше 100 научных работ, в том числе 11 статей в журналах ВАК, 81 статья, рецензируемая в РИНЦ, 7 учебных и учебно-методических пособий, 3 монографии, а также регистрировались электронные образовательные ресурсы для методической поддержки образовательной деятельности.

На факультете научно-исследовательская работа осуществляется в рамках утвержденной научным управлением университета темой фундаментального исследования «Проблемы истории, теории и методики преподавания общеобразовательных дисциплин в школе, системе довузовской подготовки и среднего профессионального образования». За каждым преподавателем в зависимости от его научных интересов закреплены конкретные вопросы методики преподавания общеобразовательных дисциплин в школе, системе довузовской подготовки или среднего профессионального образования. В течение нескольких лет в рамках перечня государственных заданий Министерства образования и науки РФ преподаватели факультета выполняют прикладную научно-исследовательскую работу по теме «Психолого-педагогические и теоретико-методические основы сопровождения республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников». Особое внимание уделяется реализации совместных научных и образовательных проектов с участием ученых университета, в раках конкурсов грантов РФФИ и РГНФ. В рамках мероприятия, связанных с публикацией результатов научных исследований в реферируемых журналах, активизировалась работа по публикации статей совместно с учеными нашего и других вузов страны. В связи с этим ставится задача по значительному наращиванию объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Ее решение видится через реализацию следующих мероприятий:

– через совместную научно-исследовательскую работу преподавателей со студентами. По количеству студентов, участвующих в НИР, необходимо охватить более 60% обучающихся, из них около 20% должны заниматься научной работой во внеучебное время. Студенты должны принимать участие в зональных и всероссийских олимпиадах, в международных и российских конференциях за пределами РМ, участвовать в программе УМНИК и т.д.;

–через проведение конференций, посвященных памяти известных ученых, внесших большой вклад в развитие образования и науки республики. Наибольшее внимание на них следует уделить проблемам, связанным с осмыслением методологии и методики преподавания общеобразовательных дисциплин, современному состоянию и перспективам развития образования в республике и в Поволжском регионе. Эти конференции должны сыграть огромную роль в становлении молодых ученых, позволить им познать структуру научного знания изнутри, вынести на суд научной общественности свои наработки, завоевать признание специалистов;

– через подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре университета. Необходимо до 2020 года довести количество преподавателей с учеными степенями и званиями до 50%.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Развитие инновационной деятельности невозможно без эффективной системы вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Поэтому необходимо шире привлекать студентов к участию в научно-исследовательских работах, грантах, оказывать содействие в выборе научного направления на основе имеющейся информации о потребностях экономики региона и развития инновационной деятельности. С 2012 года на факультете функционирует студенческое научное общество «Эврика». Основная его цель – привитие студентам навыков научно-исследовательской работы, привлечение их к участию в НИР, выполняемой факультетом, проведение ежегодных научно-практических конференций, участие в организации конкурсов на лучшую научную студенческую работу, встречи с ведущими учеными вуза, организация деятельности научных конкурсов.

В научном обществе организуется комплексное изучение проблем общественного развития в соответствии с профессиональной ориентацией и интересами его членов. Деканат факультета оказывает поддержку студентам, желающим принять участие в научных конференциях, проводимых не только в Республике Мордовия, но и за ее пределами. Ежегодно студенты факультета принимают участие в научно-практических конференциях по линии дирекции ссузов РМ, в работе методологических семинаров университета и Министерства образования и науки РМ. Участие в работе научных конференций способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов, формированию и развитию у них навыков самостоятельной научной работы. Студенты факультета имеют возможность бесплатно публиковать итоги своей научно-исследовательской деятельности в сборнике студенческого научного общества университета. Научно-исследовательская работа студентов является важным звеном в подготовке и проведении предметных олимпиад.

Мы адаптируем свои образовательные программы, содержание учебного процесса и научно-исследовательскую работу к запросам рынка труда, чтобы помочь выпускникам факультета быть успешными и конкурентоспособными специалистами. Кроме того, обеспечить конкурентоспособность наших выпускников мы сможем только на основе развития междисциплинарных компетенций, академической и производственной мобильности, воспитания инновационной и предпринимательской культуры и приобщения их к научной работе. В этой связи всем нам необходимо приложить значительные усилия в области научно-исследовательской работы, чтобы находиться в современных образовательных трендах и реализовывать наши стратегические ориентиры.