Содержание, цели и задачи воспитательной работы на факультете. В соответствии с 273 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Таким образом, воспитание является одной из важнейших характеристик деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования. В связи с этим, воспитание на факультете довузовской подготовки и среднего профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: формирование личности на основе общечеловеческих ценностей; развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков; развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения; развитие творческих способностей студентов; профессиональное и социальное развитие специалистов. В соответствии с вышеперечисленными направлениями воспитательный процесс на факультете складывается с учетом интересов и планов окружающего человека социума, что не всегда учитывают наши стандартные программы, направленные на обучение и воспитание. Структура современного воспитательного процесса на факультете основывается на следующих принципах: принцип целенаправленного регулирования над формированием личности обучающегося; принцип личностного подхода, который удовлетворяет интересам личности; принцип непрерывного образования; принцип патриотизма, который соотносит интересы личности и государства; компетентное использование различных подходов, методов, приемов в процессе обучения.
Относительно общей цели воспитания в системе среднего профессионального образования на факультете в качестве ведущих принципов приняты основные интегрированные направления: гражданско-правовое, культурно-нравственное, профессионально-трудовое. Данные направления присутствуют в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом учебными, научными, административными структурами, студенческими объединениями и т.д. Гражданско-правовое направление включает в себя гражданское, правовое, патриотическое, политическое, интернациональное воспитание. Формирование социально активных студентов – граждан России – является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания, обеспечивая тесную взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств: любви к родной земле, формирование чувства корпоративности, ответственности за родное учебное заведение, политической культуры и ответственности за будущее страны, доброты, коллективизма, упорства в достижении цели, готовности к сочувствию и сопереживанию, высокой нравственности, чувства собственного достоинства, справедливости, любви к семье, высокой нравственности в семье и в обществе. Критериями эффективности воспитательной работы на факультете по формированию гражданственности студенческой молодежи являются проявления гражданского мужества, порядочности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения. Показателем уровня гражданского воспитания студентов является их участие в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания всего Отечества. Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива факультета, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в структурном подразделении университета и обществе. В результате гражданско-правового воспитания у студентов постепенно формируются качества личности, которые характеризуют связь личности и общества: гражданственность, патриотизм, толерантность, политическую культуру, социальную активность, свободу, коллективизм, общественно-политическую активность и др.
Воспитание и развитие у студентов факультета нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание на специальностях среднего профессионального образования включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. В качестве критериев нравственного воспитания в системе среднего профессионального образования на факультете выступают: умение любить ближнего, творить добро, развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность высоких моральных качеств личности, умений и навыков нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.
Важное значение для становления молодого специалиста имеет здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье, что формируется во многом системой физического воспитания на факультете. Экологическое воспитание связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере на факультете нацелено на изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей устойчивое социальное и культурное развитие человечества. В результате культурно-нравственного воспитания у студентов формируются такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к труду и служению Родине. Основные формы и средства реализации: развитие досуговой клубной деятельности (КВН, студенческие студии: вокал, танцевальная студия, телевизионная студия, литературная и др.), поддержка молодёжной субкультуры; организация оздоровительной работы со студентами; создание в общежитиях комфортного психологического климата; организация спортивных праздников, работа секций, спортивных клубов; организация культурно-массовых мероприятий (праздничных тематических концертов, творческих конкурсов, традиционных акций); организация встреч с интересными людьми (писатели, художники, артисты); профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений.
Большая роль в воспитательной работе на факультете уделяется трудовому воспитанию студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в системе среднего профессионального образования на факультете как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Важным элементом подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности является обязательная управленческая практика студентов, как в условиях трудового коллектива, так и в стенах учебного заведения. Основные формы и средства реализации: совершенствование учебного процесса (внедрение новых методик обучения, использования мультимедийных и диалоговых форм образования); повышение квалификации педагогической среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам современных направлений воспитания; использование возможностей дополнительного образования; организация научно-исследовательской работы студентов; мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса; регулярное пополнение библиотечных фондов; организация вторичной занятости студентов СПО.
Основные направления воспитательной работы в образовательной организации среднего профессионального образования. Приоритетными направлениями воспитательной деятельности на факультете являются: формирование мотивационно-ценностного поведения студентов (воспитание нравственности, патриотизма, культуры труда, художественно-эстетического воспитания); деятельностно-ролевое направление, ориентирующее студентов на освоение разных социальных ролей в процессе осуществления многообразных форм деятельности; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; инициализация творческой деятельности студентов, соотносимой с целями и задачами воспитательной системы; организация и совершенствование работы классных руководителей; совершенствование системы социальной и правовой защиты студентов; развитие и совершенствование деятельности студенческого самоуправления; формирование здорового образа жизни и экологической культуры.
Целью духовно-нравственного воспитания является: формирование у каждого студента способности воспринимать прекрасное в действительности и в искусстве. В системе среднего профессионального образования на факультете предусмотрен целый блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который обеспечивает достаточно высокий уровень, общекультурного и эстетического развития студентов, содержит мощный воспитательный заряд. Данное направление реализуется в следующих аспектах деятельности: эстетическое воспитание в ходе учебного процесса: приобщение каждого студента к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, воспитание на лучших примерах изобразительного искусства, изучение истории и современности различных вопросов культуры и искусства; в ходе практического обучения: организация практического обучения в различных учреждениях культуры – музеях, выставочных залах, театрах, выставках; участие в эстетическом оформлении кабинетов учебного заведения, наведение чистоты и порядка в аудиториях; организация и проведение конкурсов, участие студентов на городских, республиканских смотрах, фестивалях. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Цель патриотического воспитания – создание системы патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к защите и выполнению конституционных обязанностей. Развитие у студентов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование личностно значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Важное место в работе по воспитанию занимает формирование уважительного отношения к труду и развитию самоуправления. Обеспечение чистоты и порядка на факультете не только важнейшая часть организации среды воспитания, но и одно из основных направлений воспитания, потому что в этой деятельности решаются одновременно такие воспитательные задачи, как выработка навыков рациональной организации труда (профессиональное воспитание), формирование потребности в чистоте и порядке (воспитание здорового образа жизни), взаимопомощь и сотрудничество (нравственное воспитание), развитие самоуправления, формирование навыков управленческой деятельности (профессиональное). Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам. Студенты – это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывают негативное влияние. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально- психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
Формирование студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих руководителей среднего звена различных отраслей и форм собственности. Студенческое самоуправление – инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Оно является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом на факультете и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения. Под системой студенческого самоуправления понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении факультетом и организации своей деятельности в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления. Сегодня самоуправление студентов начинает в силу самих объективных обстоятельств социальной жизни выражать интересы самоорганизации студентов, которые нуждаются в адекватном статусном определении и социально-правовой защите. В этом состоит новый смысл студенческого самоуправления в средних профессиональных учебных заведениях России. Студенческое самоуправление – один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в образовательной организации среднего профессионального образования имеет огромное общественное значение, помогает становлению личности.
Физическое воспитание на факультете нацелено не только на формирование телесного здоровья студентов, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат будущему специалисту психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Физическое воспитание и спорт формируют личностные качества, необходимые для эффективной деятельности в условиях рыночной экономики, такие как волю, выдержку и самообладание, умения и навыки преодолевать трудности, ориентацию на успех, ответственность за свои действия, вырабатывает способность принимать решения в сложных ситуациях, помогает четкой организации труда и отдыха.
Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания на факультете. Эта работа направлена на формирование социально значимых качеств личности студентов, их успешную социализацию и адаптацию в новых условиях жизни. Для студентов общежитие на время учебы становится вторым домом. Работа в нем имеет свои особенности, которые необходимо учитывать воспитателю. Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Контингент проживающих в общежитиях в значительной степени формируется из районной молодежи. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. На первых порах жизни молодые люди испытывают недостаток общения. Поэтому необходимо интересно и увлекательно организовывать досуг студентов. У студентов, проживающих в общежитии, ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение со взрослыми высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с педагогом, особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик. При организации воспитательного процесса в общежитии на факультете выделяются следующие направления: изучение индивидуальных особенностей проживающих студентов; планирование работы с проживающими; воспитание коллективом; организация досуга; создание морального климата в коллективе; организация сопровождения студентов. Планирование воспитательной работы в общежитии тесно связано с планом воспитательной работы университета. Воспитатель общежития имеет календарный план, план работы Совета общежития, план индивидуальной работы со студентами, программу сопровождения. План содержит мероприятия по всем направлениям воспитания личности. Основными целями и задачами воспитательной работы в общежитии на факультете являются: организация воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии; профилактика асоциального и противоправного поведения студентов; обеспечение успешной адаптации первокурсников к условиям жизни в общежитии; формирование потребности в здоровом образе жизни; содействие работе студенческого самоуправления; удовлетворение потребностей студентов, проживающих в общежитиях, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии. Особое место в работе воспитателя занимает сотрудничество с органами студенческого самоуправления. Студенческий совет общежития решает вопросы организации быта и досуга, выполнения студентами режима, организации самоподготовки, заслушивает отчеты ответственных за сектора, старост этажей, поощряет и наказывает студентов.
Важное место в воспитательной работе на факультете уделяется работе с родителями обучающихся, цель которой выработка основных направлений совместных действий. Существует закономерная связь между психологическим климатом семьи, заинтересованностью родителей в делах подростков. Важнейшими является проблемы физического и психологического здоровья студентов. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, прежде всего, со стороны воспитателей. Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ и предусматривает следующие формы взаимодействия: общие собрание для родителей студентов первого года обучения; родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий в группах; привлечение родителей к укреплению материально-технической базы образовательного учреждения.
Таким образом, воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы среднего профессионального образования на факультете. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу образовательной организации. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной деятельности.